статья 3

Новиков Анатолий Владимирович

(Тверской научно-исследовательский историко-археологический и реставрационный центр)


Домой Статьи фотоальбом

 

 

Некрополь у церкви Богоявления на Загородском посаде в г. Твери.

 

В 1998 г. при проведении охранных археологических работ на Загородском посаде г. Твери был выявлен грунтовый могильник. Исследуемый участок располагался на проезжей части ул. Советской между Тверским проспектом и Свободным пер., на правом берегу Волги на высоте 11 м над летним уровнем воды, в 300 м к югу от реки. Захоронения выявлены в центральной части раскопа на площади около 60 кв.м. В южной части некрополь поврежден траншеей водопровода середины XX в. Исследовано пять погребений. Могильные ямы подпрямоугольной формы, стенки отвесные, дно плоское. Длина ям 210-230 см, ширина - 60-70 см, глубина не менее 60 см от того уровня, с которого они прослежены. [1] Заполнение ям составляют переотложенными материковые и культурными напластованиями предшествовавшие некрополю, прослойки гумусированной супеси, песка и глины. Могильные ямы расположены в два ряда в направлении с юго-запада на северо-восток. Ориентация ям длинной осью по азимуту от 276 до 319 градусов. В погребениях зафиксированы долбленые деревянные колоды или их остатки. [2] Колоды длиной 210 см и шириной 40-50 см имеют подпрямоугольную в плане форму. Нижняя часть невысокая около 15 см, торцевые стенки массивнее боковых. Крышка гробовища хорошо сохранилась лишь в одном погребении, однако характерные особенности прослеживаются и в остальных случаях. Крышка в плане повторяет форму, и размеры основания, ее высота более 20 см. Верхняя часть крышки оформлена в виде двухскатной кровли с четко выделенным щипцом. Причем, щипец (или конек) высотой 2-3 см хорошо сохранился в трех погребениях. По-видимому, гробовище - домовина копировало форму жилой постройки с двухскатной кровлей и наиболее характерными ее деталями. В Твери погребения в колоде зафиксировано в 1994 г. А.С.Дворниковым на Загородском посаде в раскопе №12, в 150 метрах к западу от некрополя 1998 г. [1, с. 137]. Однако, в этом случае крышка колоды имела уплощенную форму. Погребение датируется XVI - XVII вв. В Новгороде подобные долбленые колоды найдены на некрополе XVI - XVII вв. у церкви Василия Парийского [2, с. 140]. Однако там верхние части колод копировали нижние и имели полукруглую в сечении форму. В раскопе зафиксированы остатки пяти погребенных человек. [3] Три захоронения являются детскими. Кости скелета сохранились плохо, их анатомическое расположение нарушено. Два взрослых погребения, по предварительному определению - мужское и женское, совершены в зрелом возрасте от 35 до 50 лет. Костяки расположены, вытянуто на спине головой на северо-запад, лицевой частью вверх. Плечевые кости рук вдоль тела, кости предплечий скрещены на груди или в районе пояса. В одном из детских захоронений найден небольшой четырехконечный крест-тельник из свинцово-оловянистого или серебряного сплава с изображением восьмиконечного креста на Голгофе, орудиями страстей и надписью Христос (ХС) на боковой лопасти. Изображение рельефное, не глубокое, присутствует только на лицевой стороне. Вторая боковая лопасть утрачена. Лопасти креста заканчиваются тремя округлыми расширениями, ушко плоское, перпендикулярное плоскости лопастей. Аналогичные кресты найдены Е.Л.Хворостовой при раскопках некрополя конца XVII - начала XIX вв. у церкви Иоанна Предтечи в г. Старице [3, с. 18]. Второй крест-тельник из захоронения №4 имеет прямые лопасти, плоское ушко, расположенное перпендикулярно плоскости лопастей. Крест изготовлен из медного сплава. Изображение присутствует только на лицевой стороне. Четко выражен рельеф восьмиконечного креста на Голгофе с орудиями страстей. На боковых лопастях надпись Иисус Христос (IC ХС). Надписи на верхней и нижней лопасти коррозированы и нечитаемые. Аналогичные кресты - тельники выявлены в погребениях некрополя у церкви Алексея Человека Божия на Затьмацком посаде города в 1995 г. Эти погребения датированы монетными находками концом XVII - первой четвертью XVIII в. [4, с. 264, 265].

В захоронение №4 на ногах погребенного мужчины зафиксирована обувь хорошей сохранности. Ее можно определить как башмаки с квадратными носами на массивном наборном каблуке. Передняя часть имеет широкий язычок с застежкой на медной пряжке. Обувь предварительно можно отнести к типу немецких башмаков, и датировать концом XVII - первой половиной XVIII в. [5, с. 67, 68]. Кроме этого в погребении на берцовых костях ног зафиксированы остатки вязаной одежды, предположительно - чулок. Башмаки и чулки входили в комплект мужского костюма начала XVIII в. На использовании башмаков в погребальном обряде указывает Н.И.Костомаров в "Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVII столетиях". "Мертвеца обмывали теплой водою, надевали сорочку и завертывали в белое покрывало или саван, обували в сапоги или башмаки, а руки складывали крестообразно" [6, с. 267]. Остатки кожаной обуви в виде незначительных фрагментов кожи в районе ступней зафиксированы и в погребении №5. Кожаная обувь с наборным каблуком и подковками найдена Е.Л.Хворостовой в одном из погребений некрополя в г. Старице в 1998 году [3, с. 19].

Раскопом вскрыты остатки двух деревянных мостовых XVIII в., по-видимому, Большой московской улицы. Судя по ориентации мостовых, на данном участке дорога проходила в направлении от Знаменской церкви к Вознесенской. В таком виде она изображена на плане первой четверти XVIII в. Ивана Ярцева [7] и на схеме реконструкции плана Твери XVII в. А.С.Щенкова [8, с. 30]. Выявленные северные погребения некрополя вплотную примыкают к мостовым. Не исключено, что в раскопе зафиксирована северная окраина некрополя, примыкающего к Большой Московской улице. Ориентация крайних погребений соответствует ориентации мостовых XVIII века. Поскольку христианские погребения располагаются на освященной церковью земле рядом с культовыми постройками [9, с. 4], то участок некрополя может быть отмечен в письменных источниках как "место церковное". Появлению некрополя на данном участке, видимо, предшествовало строительство церкви.

Пятна могильных ям некрополя зафиксированы сразу под остатками постройки, погибшей во время пожара. В слое строительства постройки и вымостки рядом с ней найдены две монеты. Обе деньги отчеканены в правление Елизаветы Петровны, одна в 1747 г., год чеканки другой не читается. В слое функционирования и разрушения постройки также присутствуют две деньги 1735 и 1747 года чеканки. Кроме этого, здесь же зафиксированы фрагменты стеклянной посуды, в частности, донца стоп с волнистым поддоном, время бытования которых в Москве XVII - первая половина XVIII в. [10, с. 239]. В слое встречено множество фрагментов поливной бело-глиняной керамики с мраморовидной росписью. В.Ю.Коваль считает, что в Москве появляется такая керамика в первой половине XVIII в., а во второй половине XVIII в. она исчезает из обихода [II]. Таким образом, этот жилой комплекс был построен в середине XVIII в. (не ранее 1747 г.) и уничтожен, по-видимому, одним из пожаров 1762 или 1763 гг. Не исключено, что некрополь прекратил функционирование после уничтожения церкви пожаром. Возможно, на это повлиял указ Анны Иоанновны от 8 декабря 1731 г. о запрете совершения погребений на территории городов [12, с. 254, 263]. То, что участок был отведен под застройку после 1747 г. говорит о его запустении к этому времени. Вряд ли жилой комплекс стали бы возводить на недавно действовавшем кладбище. Скорее всего, некрополь не функционировал уже довольно продолжительное время. В первой половине XVIII в. на исследуемом участке упоминаются три крупных опустошительных пожара в 1725 г., 1736 г. и 1747 г. [13, с. 103-105]. После пожара 1747 г. вероятно происходит застройка участка, следовательно, запустеть участок мог после пожаров 1725 г. или 1736 г.

Следует уделить внимание вопросу соотнесения некрополя с одной из церквей Загородского посада. Учитывая предварительную датировку погребений, следует обратиться к плану города Твери первой четверти XVIII века [8]. В центральной части посада справа от Большой Московской улицы в направлении от Кремля, к юго-востоку от церкви Знамения Богородицы изображена деревянная церковь и подпись над ней "церковь Богоявления Господне". И.И.Соколов считает, что эта церковь не восстанавливалась после пожара 1725 года [14, с. 175]. Таким образом, выявленные погребения, могут относиться к некрополю у церкви Богоявления, который перестает функционировать после этого пожара. Церковь Богоявления на данном участке не упоминается ни в переписи Михаила Чирикова 1677 года [15], ни в переписи Шишкова 1685 года [16]. На участке не выявлено мощных напластований переотложенного грунта характерных для долго функционирующих городских некрополей. Не выявлено и фрагментов надгробий, которые фиксируются на многих средневековых некрополях Твери XVI - XVII вв. Все это, а также небольшая плотность захоронений указывает на непродолжительность функционирования некрополя. Узкая датировка инвентаря из погребений некрополя подтверждает подобное предположение, по крайней мере, для выявленной в раскопе северной окраины некрополя.

Подведем некоторые итоги. Выявленные в раскопе погребения могут быть датированы последней четвертью XVII - первой четвертью XVIII вв. Погребения указывают на наличие некрополя на участке, примыкающем к Большой Московской улице в это время. Прекращение его функционирования, по-видимому, связано с опустошительными пожарами 1725 и 1736 гг. Позднее участок отводится под застройку. Точное определение границ выявленного некрополя будет возможно после проведения дополнительных археологических исследований и тщательного анализа данных, письменных и картографических источников XVII - XVIII вв.

 

Список литературы

 

 

1. Дворников А. С. Отчет о раскопках на Загородском посаде г. Твери в 1994 г.

2. Пежемский Д.В. Погребения Троицкого XI раскопа. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород. 1998 г. С. 138-153.

3. Xeopocmoea E.A. Отчет об археологической разведке на территории, предназначенной для строительства Старицкого узла связи // Архив АИ РАН, ф. Р-1, 12962. 1988 г.

4. Новиков А. В. К хронологии некрополя у церкви Алексия - Человека Божия на Затьмацком посаде г. Твери // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Выпуск 2. Тверь, 1997 г. С. 262-270

5. Вахрос И.С. Наименования обуви в Русском языке. Хельсинки, 1959 г. T.I.

6. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-17 столетиях. М.,Республика,1992.

7. "Абрис г. Твери" (План Ивана Ярцева 1-ой четверти XVIII в.) // ЦГВИА, ВУА, ф. З, отд.39. ед. хр.72

8. Щенков А. С. Опыт реконструкции плана Твери конца XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1980. Вып.28, С. 29-36.

9. Панова Т.Д. Городской погребальный обряд средневековой Руси (XI- XVI вв.) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени. М., 1990 г.

10. Векслер А. Г., Лихтер Ю.А.. Новые находки стеклянных изделий в Москве (Раскопки на Манежной площади 1993-1994 годов) // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь. 1997. Выпуск 2. С. 237-246.

11. Коваль В.Ю.. Позднесредневековая глазурованная керамика с мраморовидной росписью. Материалы семинара. Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. В печати.

12. Снегирев И.Н. О скудельницах, или убогих домах в России // ТОИДР, ч. III, кн.1. М., 1826. С. 235-263.

13. Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Репринт. Тверь, 1893г.

14. Соколов И.И. План города Твери первой четверти XVIII в. // Из истории Калининской области. Калинин. 1964. С.174-192. 75. Церкви и монастыри в г. Твери в 1677 году, по переписи Михаила Никитича Чирикова, да подъячаго Ивана Андреева. // Тверь, типографии Губернского Правления. 1889 г. 16. Тверь. Книга писцовая и межевая письма и межевания Лариона Шишкова да подьячего

Алексея Челюскина 193 и 194 годов (1685) // РГАДА, ф. 1209, ед. хр. 470.

 

[1] Для двух детских погребений ям не прослежено.

[2] В хорошем состоянии сохранились две колоды в погребениях мужчины и ребенка.

[3] Отдельные переотложенные кости выявлены в траншее водопровода нарушающего некрополь.

 

 

Домой ] Статьи ] фотоальбом ]